Сто процентов платежей — скажете, фантастика?
12 сентября 2012
Опыт управления сбыта
— Лидия Акшуровна, долги за услуги водо- и теплоснабжения, водоотведения, у саткинцев составляли гигантскую сумму — около 60 миллионов рублей, но за последние годы дебиторская задолженность не увеличилась…
— Не скрою, начав прошлый год с прекрасных показателей, в этом мы надеемся собрать сто процентов платежей. Мы намерены стремиться к этому
— Уговоры должников,
— Убеждена, что меры типа уговоров и призывов, хотя и имеют право на жизнь, работают плохо. Их, так сказать, КПД весьма низок. К сожалению, закон пока не вооружает нас против злостных неплательщиков действенными мерами, от которых наряду с должниками не пострадали бы и их добропорядочные соседи. За годы я пришла к выводу: «пугать» тех, кто не платит годами, — бесполезно. Но мы вправе использовать такой законный и эффективный прием, как подача судебных исков. Еще несколько лет назад и эта деятельность, и работа судебных приставов по исполнительным производствам шли не
— Сколько исков в суд в отношении неплательщиков направлялось тогда, и сколько — сейчас?
— Например, в 2008 году было подано 33 иска на полмиллиона рублей. При этом общая сумма задолженности горожан равнялась почти 66 миллионам!
— Это связано с монополизмом прежней управляющей компании?
— Безусловно. Она не предоставляла нам документов, необходимых для подачи исков. В 2009 году, хотя и с пробуксовками, ситуация начала понемногу улучшаться: было подано 90 исков на два миллиона рублей. А в следующем году — уже чуть менее 400 исков, на общую сумму в восемь миллионов. В
— Ваш штат, надо полагать, расширился?
— Да, юридический отдел был переведен в структуру управления сбыта. Начав работать в одной связке, мы быстро увидели, как возросла эффективность общего дела. Сегодня у нас трое юристов, и их
— Изменились ли взаимоотношения со службой приставов?
— Изменились в корне. Если раньше мы сами выходили на должников, собирали всю информацию и несли на блюдечке приставу, а он даже после этого тянул с оформлением исполнительного листа, то нынче все иначе. Меняются исполнители, меняется и подход к работе
— Со временем и исковая работа стала более отлаженной?
— Конечно. Раньше мы анализировали каждый иск, чтобы нащупать верную тропу в работе. Сегодня создана четкая система. Мы знаем должников по каждому району и каждому дому. И своевременно выходим с иском в суд. Ежемесячно отслеживаем: погашен ли долг, прошло ли взыскание по исполнительному листу? Если нет — подаем новый иск.
— Вы работаете по договорам рассрочки?
— Да, но только для получения субсидии. Должнику за услуги ЖКХ она не положена, но если человек заключает договор, деньги выплатят. Они будут перечисляться на счет «Энергосистем» до тех пор, пока неплательщик полностью не рассчитается.
— Что показывает анализ исполнения исков?
— Хорошую динамику. Так, по 32 искам было взыскано два с лишним миллиона рублей, еще по
— Как вы поощряете своих самых активных сотрудников?
— Денежными премиями, конечно. Все сотрудники управления сбыта во внеурочное время работают с должниками — по спискам обходят их квартиры. В рейдах участвуют и наши юристы, и судебные приставы. Мы составляем социальные паспорта, общую базу должников — по алфавиту, по адресам. Вся деятельность по взысканию неплатежей ежемесячно детально выстраивается, планируется.
— Сумма долга — приоритет?
— Ничуть. Хоть пять тысяч рублей составляет долг, хоть сотни тысяч. На мой взгляд, только планомерной упорной работой с каждым неплательщиком можно приучить людей не копить долги, которые всех жителей ставят под удар аварий и отключений. Долги — это дамоклов меч над городом. Поэтому судебные приставы применяют разные законные меры воздействия — и аресты на квартиры, и запрет на прохождение различных документов неплательщиков по линии ГИБДД, и «шлагбаум» на границе…
— Борьба с должниками — ваша работа. И
— Пенсионеров. Если в семье несколько соответчиков по исполнительному листу, они держат ответ солидарно. Но часто так бывает, что с молодых жильцов нечего взять — нет у них никакого дохода. Тогда вся тяжесть долга обрушивается на плечи пенсионера — у него удерживают 50 процентов пенсии. Поэтому старшему поколению никак нельзя занимать позицию «моя хата с краю». Чтобы не остаться в итоге этим самым «крайним», в самом начале проблемы — возникновения долга, надо обращаться к нашим юристам. Они помогут.
Источник: газета «Магнезитовец» № 69 от 12 сентября 2012 г.