Коммунальная революция: Сатка, Златоуст, Миасс
16 февраля 2012
Внешэкономбанк подсчитает, сколько миллиардов можно инвестировать на возвратной основе в систему водоснабжения и водоотведения трех городов горнозаводского края
Через
Специалисты госкорпорации должны определить объем инвестиций (счет идет на миллиарды рублей) в систему водоснабжения и водоотведения трех городов горнозаводского края. Следующим шагом станет инвестиционный договор, а потом — и договоры подряда на строительство. Процесс, одним словом, пошел.
С чем можно поздравить Станислава Ионова — председателя совета директоров
Тройственный союз: инвестор, оператор, муниципалитет
— Станислав Васильевич, а в чем смысл декабрьского контракта с ВЭБом, ведь «цена» предлагаемых для реализации проектов известна?
— Деньги предоставляются на возвратной основе. Инвестконсультирование покажет, какую долю в финансовой модели, в части возвратной схемы, составят бюджетные средства. От их количества будет зависеть объем инвестиций.
— Короче говоря, сколько готовы бюджеты вложить в реализацию этих проектов?
— Только именно в возвратную схему, в этом принципиальное отличие. Речь идет вот о чем. Инфраструктурные проекты, будь то новое строительство или глубокая реконструкция, как правило, либо очень долго окупаются, либо окупаются лишь частично. Тем более в нашей стране, где тарифы (что бы про них не говорили) во многом искусственно сдерживаются. Поэтому никакой частный инвестор в инфраструктуру вкладывать деньги никогда не будет: срок окупаемости, как правило, колеблется от 14 до 25 лет.
Во всем мире действует следующая схема. Средства в строительство инфраструктурных объектов вкладывают банки развития, оперирующие длинными деньгами. А их возврат осуществляется как компанией, эксплуатирующей данные объекты, так и бюджетом. Ведь инвестиции увеличивают или значительно улучшают собственность муниципалитетов — водоводы, насосные станции, очистные сооружения и прочие инфраструктурные объекты.
— А почему бы бюджетам всех уровней не профинансировать в складчину их строительство?
— Создание любого инфраструктурного объекта требует значительных средств (стоимость планируемых нами в Сатке, Златоусте и Миассе — от миллиарда рублей и выше). Бюджет никогда таких денег не найдет, даже совокупно. Тем более, в массовом порядке: сколько в России таких малых городов? По оценкам экспертов, в инфраструктуру российских городов нужно вложить около 15 триллионов рублей. Огромные средства!
Поэтому требуется принципиально иная схема финансирования, включающая в себя стратегического инвестора (как правило, в лице банка развития),
В мире подобная практика получила широкое распространение. А вот в России инфраструктурные проекты на принципах
— Страны Восточной Европы тоже вынуждены были модернизировать свою инфраструктуру, которая сейчас работает там, как часы. Вы изучали их опыт?
— Не просто изучал, я работал в течение не одного года в чешских городах Пльзень и Клатовы. В
Аргументы для инвестора
— Как вашей компании удалось добиться первенства в осуществлении инфраструктурных проектов на принципах
— ВЭБ занимается крупными инфраструктурными объектами, поэтому отдельно водоканалы Миасса и Златоуста, или саткинские «Энергосистемы» ему неинтересны. А компания «Группа Коммунальные технологии» вместе с управляемыми ею предприятиями оказывает услуги 410 тысячам населения, проживающего в трех городах. Это первое значимое условие для ВЭБа.
Второе и одно из важнейших — полная экономическая и финансовая прозрачность. Никакой инвестор, даже государственный институт не будет вкладывать деньги в
Финансовой и экономической прозрачности мы достигли за счет сертификации менеджмента. Была создана четкая вертикальная интегрированная структура. У нас многие процессы управления финансами, персоналом, снабжением, юридическое обеспечение вынесены на уровень «Группы Коммунальные технологии». В предприятиях остались
Мы успешно прошли внешний аудит и сертифицировались по международным стандартам ISO 9001:2008 (система менеджмента качества), ISO 14001:2004 (система экологического менеджмента), OHSAS 18001:2007 (система менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда). Так что и организационно мы абсолютно готовы: соответствуем не только российским, но и международным требованиям.
Конечно, сыграло роль и наличие проектов. В их создании не обошлось без участия практически всех муниципалитетов. Вопрос о разработке проектной документации мы педалировали последние пять лет. И муниципалитеты в этом плане практически все достаточно плодотворно работали. Поэтому на сегодняшний день из заявленных нами к реализации проектов 85 процентов снабжены документацией высокой степени готовности.
— При получении денег от инвестора, как вы уже не раз упомянули, решающий фактор — вероятность их возврата. В этом смысле, наверное, сыграли роль и показатели вашей деятельности в Сатке, Миассе и Златоусте?
— Безусловно, учитывалось финансовое состояние предприятия. В Сатке, где мы работаем с конца 2003 года, на прибыльность вышли в
Когда сказка станет былью
— Какой примерно временной отрезок должен пройти от подписания контракта на инвестиционное консультирование до ввода в эксплуатацию очистных в Сатке и Златоусте, а также второй нитки Иремельского водовода в Миассе?
— ВЭБ берется не только осуществить инвестиционное консультирование, но также создать пул инвесторов. В том числе привлечь, возможно, иностранные инфраструктурные компании. Что опять же соответствует мировому опыту. Интерес к нашей стране есть, потому что в этом плане у нас — поле непаханое. В 2012 году мы закончим подготовительную работу по привлечению инвестиций, и, надеюсь, проведем конкурс подрядчиков. Следующая зима уйдет, скорее всего, на подготовку строительства. Его планируется закончить за три года — 2013, 2014 и
— Будем надеяться, что трехлетка от «Группы Коммунальные технологии» будет успешнее, чем пятилетки КПСС.
— Не только от «Группы Коммунальные технологии». Здесь без власти никак не обойтись. В 2009 году в ВЭБе создали Центр
Комментарий первого заместителя главы Саткинского муниципального района Сергея Смольникова:
— В Сатке очистные давно находятся в предаварийном состоянии. Они не справляются ни с объемом поступающих сточных вод, ни с их качественной переработкой. В результате в нарушение всех экологических и
Чтобы построить новые, нужно больше миллиарда рублей. (Для сравнения: годовой бюджет всего Саткинского района — около полутора миллиардов.) Муниципалитету ни в одиночку, ни вместе со средствами из регионального и федерального бюджетов столько не потянуть. В крупных городах, где потребителей в разы больше, частным инвесторам подобный проект может быть интересен
Источник: информационное агентство www.74.ru