Яндекс.Метрика

Коммунальная революция: Сатка, Златоуст, Миасс

16 февраля 2012

Внешэкономбанк подсчитает, сколько миллиардов можно инвестировать на возвратной основе в систему водоснабжения и водоотведения трех городов горнозаводского края

Через три-четыре года сточные воды перестанут загрязнять прекрасную природу в окрестностях Сатки и Златоуста, а Миасс получит-таки запланированную еще 40 лет назад вторую нитку Иремельского водовода. Залог тому — сотрудничество с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». 26 декабря 2011 года в Москве правительство Челябинской области в лице министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства подписало контракт с ВЭБом на инвестиционное консультирование.

Специалисты госкорпорации должны определить объем инвестиций (счет идет на миллиарды рублей) в систему водоснабжения и водоотведения трех городов горнозаводского края. Следующим шагом станет инвестиционный договор, а потом — и договоры подряда на строительство. Процесс, одним словом, пошел.

С чем можно поздравить Станислава Ионова — председателя совета директоров ООО «Группа Коммунальные технологии». Эта компания является межмуниципальным оператором, управляющим деятельностью саткинского ОАО «Энергосистемы», ОАО «Миассводоканал» и ООО «Златоустовский «Водоканал». Ведь до сих пор привлечением миллиардных инвестиций могли похвастать лишь три водоканальных «кита», операторы федерального масштаба — группа компаний «Росводоканал», ОАО «Российские коммунальные системы» да ОАО «Евразийский».

 

Тройственный союз: инвестор, оператор, муниципалитет

 

— Станислав Васильевич, а в чем смысл декабрьского контракта с ВЭБом, ведь «цена» предлагаемых для реализации проектов известна?

— Деньги предоставляются на возвратной основе. Инвестконсультирование покажет, какую долю в финансовой модели, в части возвратной схемы, составят бюджетные средства. От их количества будет зависеть объем инвестиций.

— Короче говоря, сколько готовы бюджеты вложить в реализацию этих проектов?

— Только именно в возвратную схему, в этом принципиальное отличие. Речь идет вот о чем. Инфраструктурные проекты, будь то новое строительство или глубокая реконструкция, как правило, либо очень долго окупаются, либо окупаются лишь частично. Тем более в нашей стране, где тарифы (что бы про них не говорили) во многом искусственно сдерживаются. Поэтому никакой частный инвестор в инфраструктуру вкладывать деньги никогда не будет: срок окупаемости, как правило, колеблется от 14 до 25 лет.

Во всем мире действует следующая схема. Средства в строительство инфраструктурных объектов вкладывают банки развития, оперирующие длинными деньгами. А их возврат осуществляется как компанией, эксплуатирующей данные объекты, так и бюджетом. Ведь инвестиции увеличивают или значительно улучшают собственность муниципалитетов — водоводы, насосные станции, очистные сооружения и прочие инфраструктурные объекты.

— А почему бы бюджетам всех уровней не профинансировать в складчину их строительство?

— Создание любого инфраструктурного объекта требует значительных средств (стоимость планируемых нами в Сатке, Златоусте и Миассе — от миллиарда рублей и выше). Бюджет никогда таких денег не найдет, даже совокупно. Тем более, в массовом порядке: сколько в России таких малых городов? По оценкам экспертов, в инфраструктуру российских городов нужно вложить около 15 триллионов рублей. Огромные средства!

Поэтому требуется принципиально иная схема финансирования, включающая в себя стратегического инвестора (как правило, в лице банка развития), компанию-оператора и бюджет. Прелесть для бюджета заключается в данном случае в том, что он участвует в рассрочку. Скажем, три года строим — казенных денег не надо, привлекли инвесторов. На четвертый год бюджет участвует совершенно вменяемыми суммами, которые потянут и Златоуст, и Миасс, и даже Сатка. Вот в чем принципиальное отличие государственно-частного партнерства от простого вложения бюджетных средств.

В мире подобная практика получила широкое распространение. А вот в России инфраструктурные проекты на принципах государственно-частного партнерства еще не реализовывались. Мы будем первыми.

— Страны Восточной Европы тоже вынуждены были модернизировать свою инфраструктуру, которая сейчас работает там, как часы. Вы изучали их опыт?

— Не просто изучал, я работал в течение не одного года в чешских городах Пльзень и Клатовы. В 2001-м я возил туда нескольких мэров, среди которых был и тогдашний глава Сатки Валерий Некрасов. А спустя два года в Сатке мы стали первым на Южном Урале частным оператором. Кстати, основные деньги на модернизацию инфраструктуры в Восточной Европе поступают от Евросоюза. А у нас таким институтом развития является как раз ВЭБ.

 

Аргументы для инвестора

 

— Как вашей компании удалось добиться первенства в осуществлении инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства?

— ВЭБ занимается крупными инфраструктурными объектами, поэтому отдельно водоканалы Миасса и Златоуста, или саткинские «Энергосистемы» ему неинтересны. А компания «Группа Коммунальные технологии» вместе с управляемыми ею предприятиями оказывает услуги 410 тысячам населения, проживающего в трех городах. Это первое значимое условие для ВЭБа.

Второе и одно из важнейших — полная экономическая и финансовая прозрачность. Никакой инвестор, даже государственный институт не будет вкладывать деньги в кого-либо, пока не убедится, что там все чисто, финансовые потоки четко видны. У «Группы Коммунальные технологии» абсолютно прозрачная экономика, нет никаких кривых, косых и прочих схем. Мы готовы к разделению потоков операционных и инвестиционных: собрав деньги, одну часть наша компания тратит на эксплуатацию, а другую — на возврат инвестиций.

Финансовой и экономической прозрачности мы достигли за счет сертификации менеджмента. Была создана четкая вертикальная интегрированная структура. У нас многие процессы управления финансами, персоналом, снабжением, юридическое обеспечение вынесены на уровень «Группы Коммунальные технологии». В предприятиях остались производственно-технологическая функция и сбытовая. Два мощных инструмента. Все остальное вынесено под единое начало. В УрФО наша компания первой внедрила интегрированную систему менеджмента в сфере водоканального хозяйства.

Мы успешно прошли внешний аудит и сертифицировались по международным стандартам ISO 9001:2008 (система менеджмента качества), ISO 14001:2004 (система экологического менеджмента), OHSAS 18001:2007 (система менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда). Так что и организационно мы абсолютно готовы: соответствуем не только российским, но и международным требованиям.

Конечно, сыграло роль и наличие проектов. В их создании не обошлось без участия практически всех муниципалитетов. Вопрос о разработке проектной документации мы педалировали последние пять лет. И муниципалитеты в этом плане практически все достаточно плодотворно работали. Поэтому на сегодняшний день из заявленных нами к реализации проектов 85 процентов снабжены документацией высокой степени готовности.

— При получении денег от инвестора, как вы уже не раз упомянули, решающий фактор — вероятность их возврата. В этом смысле, наверное, сыграли роль и показатели вашей деятельности в Сатке, Миассе и Златоусте?

— Безусловно, учитывалось финансовое состояние предприятия. В Сатке, где мы работаем с конца 2003 года, на прибыльность вышли в 2007-м. В Миассе нам пришлось сначала погасить долги предыдущих собственников. Прибыльным «Миассводоканал» стал в 2010 году. В Златоусте, которым мы всего полтора года занимаемся, на сегодняшний день достигнута безубыточность.

 

Когда сказка станет былью

 

— Какой примерно временной отрезок должен пройти от подписания контракта на инвестиционное консультирование до ввода в эксплуатацию очистных в Сатке и Златоусте, а также второй нитки Иремельского водовода в Миассе?

— ВЭБ берется не только осуществить инвестиционное консультирование, но также создать пул инвесторов. В том числе привлечь, возможно, иностранные инфраструктурные компании. Что опять же соответствует мировому опыту. Интерес к нашей стране есть, потому что в этом плане у нас — поле непаханое. В 2012 году мы закончим подготовительную работу по привлечению инвестиций, и, надеюсь, проведем конкурс подрядчиков. Следующая зима уйдет, скорее всего, на подготовку строительства. Его планируется закончить за три года — 2013, 2014 и 2015-й.

— Будем надеяться, что трехлетка от «Группы Коммунальные технологии» будет успешнее, чем пятилетки КПСС.

— Не только от «Группы Коммунальные технологии». Здесь без власти никак не обойтись. В 2009 году в ВЭБе создали Центр государственно-частного партнерства, чего никогда в России не было. Его возглавляет абсолютно продвинутый в этом плане человек Александр Баженов. Потом на наше счастье — на счастье людей, которые в этом направлении давно двигаются, в 2010 году в Челябинской области сменилась команда, и должность первого вице-губернатора занял Сергей Комяков. Он все делает для того, чтобы реальные инвестиции пришли в инфраструктуру. Министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Виктор Тупикин тоже прекрасно понимает, что наше дело невозможно без взаимодействия с властью всех уровней.

Комментарий первого заместителя главы Саткинского муниципального района Сергея Смольникова:

— В Сатке очистные давно находятся в предаварийном состоянии. Они не справляются ни с объемом поступающих сточных вод, ни с их качественной переработкой. В результате в нарушение всех экологических и санитарно-эпидемиологических норм хозпитьевые стоки где-то льются на грунт, а где-то — прямехонько в реки. Состояние очистных стало фактором, сдерживающим развитие района.

Чтобы построить новые, нужно больше миллиарда рублей. (Для сравнения: годовой бюджет всего Саткинского района — около полутора миллиардов.) Муниципалитету ни в одиночку, ни вместе со средствами из регионального и федерального бюджетов столько не потянуть. В крупных городах, где потребителей в разы больше, частным инвесторам подобный проект может быть интересен из-за недолгой окупаемости. А в малых им придется ждать возврата вложенных средств не годы — десятилетия.

Государственно-частное партнерство — единственный способ получить «длинные» деньги частных инвесторов под гарантии государства. О нем давно говорили, но механизм практического применения отсутствовал из-за множества нестыковок в законодательстве. Согласования длились несколько лет, по крайней мере, я подключился к этой работе с 2007 года. А сейчас создалась уникальная ситуация: в результате сотрудничества с ВЭБом будет разработана модель — как юридическая, так и финансовая. Она позволит привлекать «длинные» деньги на строительство объектов жизнеобеспечения. Это настоящая коммунальная революция! Появится механизм, позволяющий решать острые проблемы коммунального хозяйства, к которым много лет не знали, как подойти. Наработанный опыт можно будет, как под копирку, распространить по другим муниципалитетам области и страны.

Источник: информационное агентство  www.74.ru

10 961 932,1 м3 воды в год очищается нашими очистными сооружениями!
 
148 915 человек пользуются услугами наших предприятий
 
526,5 км составляет протяженность коммунальных сетей управляемых предприятий
 
728 сотрудников трудится на благо наших Потребителей
 
15 193 539,3 м3
- годовая подача
питьевой воды
 
18 скважин и 3 водонапорных башни находятся в эксплуатации
 
20 КНС перекачивают промышленные и хозбытовые сточные воды